medikk.ru
Добро пожаловать на информационный медицинский справочник Medikk.ru
 

 

 

 
 
 
 
 
 
 

на правах рекламы

 

Глухота

ГЛУХОТА — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой невозможно восприятие речи.
Полная глухота наблюдается редко. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие звуки (звонок, гудок, свисток и др.), в том числе и некоторые звуки речи, произнесенные очень громким голосом (крик) около уха. При глухоте отсутствует разборчивое восприятие речи; этим она отличается от тугоухости, при которой возможно речевое общение.
Различают врожденную и приобретенную глухоту. Последняя встречается значительно чаще. Причины развития врожденной глухоты: неправильное внутриутробное развитие органа слуха, обусловленное влиянием наследственного фактора, или различные вредные воздействия на плод со стороны организма матери (инфекции — корь, скарлатина, краснуха, грипп; интоксикации — стрептомицин, канамицин, мономицин, хинин, алкоголь и др.; травмы, особенно в первые месяцы беременности). Причины приобретенной глухоты: чаще всего воспалительные процессы во внутреннем ухе и слуховом нерве, развивающиеся либо как осложнение острого или хронического воспаления среднего уха, либо как следствие некоторых инфекционных заболеваний (эпидемический цереброспинальный менингит, грипп, корь, скарлатина, свинка); длительное воздействие шума и вибраций; интоксикация ототоксичными лекарственными веществами (стрептомицин, канамицин, мономицин, гентамицин, хинин и др.), промышленными ядами (мышьяк, ртуть); родовая травма и ушибы головы в более позднем возрасте.
Глухота, возникшая у ребенка до или в самом начале формирования речи, называется ранней глухотой. Если она наступила после того, как речь уже сформировалась, говорят о поздней глухоте. Ранняя глухота лишает ребенка возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. При поздней глухоте сохранность речи зависит от возраста, в котором наступила глухота, и от наличия или отсутствия специальной работы по сохранению и развитию речи. У взрослых речь в целом не страдает. При глухоте речевое общение с окружающими облегчается при овладении навыками зрительного восприятия речи по видимым движениям речевых органов (так называемое чтение с губ, чтение с лица). Существенную помощь при этом (при значительных остатках слуха) могут оказать слуховые аппараты. Современные методы исследования слуха (регистрация слуховых вызванных потенциалов с помощью специальных компьютерных аудиометров и др.) позволяют с большой степенью точности определить наличие остатков слуха. Чтобы установить в амбулаторных условиях, имеется ли у ребенка слух, можно использовать звучащие игрушки. Реакция ребенка на издаваемые игрушками звуки указывает на наличие у него слуха.

Лечение глухоты в большинстве случаев малоэффективно, так как патологические процессы в нервных элементах органа слуха приводят, как правило, к стойким необратимым изменениям. В последние годы при полной глухоте разрабатывается электродное слухопротезирование — оперативное вживление во внутреннее ухо электродов для передачи с помощью специального микрофонного устройства электрических сигналов слуховому нерву (так называемая кохлеарная имплантация). При глухоте, вызванной поражением звукопроводящего аппарата (например, при отосклерозе) улучшение слуха достигается посредством слухулучшающих операций. В борьбе с глухотой важное значение отводится профилактическим мероприятиям (гигиена беременности; не рекомендуются браки между врожденно глухими, родственные браки; предупреждение и своевременное лечение заболеваний, приводящих к стойким нарушениям слуха; устранение вредных факторов на производстве и в быту; запрещение приема ототоксичных препаратов, употребления алкоголя и др.).
Систематическое наблюдение и занятие с глухими проводят специалисты-сурдопедагоги.

 

 
Справочник заболеваний | Диеты | Мумиё | Красный корень
 

©2006-2015 sega-vamp